Самооценка в социальной плане

Про самооценку (продолжение)

Самооценка в социальной жизни

Проблемы с самооценкой в социальной жизни можно свести к проблеме социальных классов. Соотнесение себя как представителя одной группы с представителями другой группы. Так как оценка есть сравнительная категория, то человек отождествляет себя с каким-то классом, и тогда на место личной самооценки (Я оцениваю себя как себя), приходит социальная самооценка (Я оцениваю себя как представителя некоторого Мы). В некотором смысле жить с таким отношением к себе проще, так как у любой социальной группы есть набор идентифицирующих признаков, по которым можно установить причастность человека. В этом случае становление человека как личности не происходит в виду того, что движение по жизни идёт через повышение статуса группы (порой иллюзорное), к которой считает себя причастным индивид. Эту особенность активно эксплуатируют в области маркетинга, когда одну потребность подменяют или расширяют другой. Например, продукция компании Apple, которая удовлетворяет не только техническую сторону коммуникативной потребности, но и “членство” в некотором клубе обладателей одноименной продукции, которая в свою очередь, является атрибутом успешности.
Правда, трудность заключена в том, что с такой формой организации своей самооценки человек попадает в зависимость от окружающего мнения, то есть становится уязвимым для внешнего управления. Достижение внутренней целостности и гармонии при таком раскладе крайне проблематичная задача, так как моё отношение к себе находится у Других в руках. Также возникает целый ряд трудностей, связанных с обеспечением положительного подкрепления, потому что необходимо соответствовать набору требований, который чаще всего человек не способен осознать. В этом случае есть такой выход – слить своё описание о себе с социальной группой большего размера, и получится меньшее количество требований, например:
Что нужно, чтобы быть хорошим болельщиком футбольного клуба?
– Купить атрибутику команды, иметь познания о команде, посещать каждый матч СВОЕЙ команды!
Что нужно, чтобы быть настоящим Русским?
– Тут еще проще, чистая метафора – любить Россию! А как это делать!?

Самооценка в социальной деятельности
Здесь немного проще, так как деятельность характеризуется эффективностью. Под эффективностью следует понимать способность выполнять работу и достигать результата с наименьшей затратой времени и усилий. То есть, если Я достиг результата с минимальными затратами усилий и времени, тогда Я+, иначе Я-. Сплошное место для сожалений! Я думал, что это займет X времени, заняло Y времени, мои ожидания не совпадают с реальностью, самооценка из +, стала -. Также и с усилиями и со слабоструктурированными задачами, которые невозможно выполнить в виду неполной осведомленности.

В итоге получается, что Я как профессионал могу быть посредственным, Я как патриот своей страны могу быть превосходным, а Я как Я и вовсе могу отсутствовать.

Бесспорно, навык оценивания себя в социальной жизни и деятельности является ключевым в социализации, так как можно начать решать проблему только после ее определения, ведь при решении проблемы, которой нет, создается еще одна новая.

 

Комментарии запрещены.