Как справиться с подростком?

Основная идея в том, что подросток хочет быть как взрослый, хочет быть взрослым, но не может, так как он ещё не взрослый, но уже и не ребёнок.

Подростковый возраст – возраст сомнения. Нужно как-то измениться, а как?

Физиологический аспект. Тело изменяется. Актуализируется сфера сексуальных потребностей, а вместе с этим и весь спектр сопутствующих чувств: принятия, признания, уважения, любви, нежности, тревоги, смущения и тд.

Социальный статус. Я Вам не ребёнок. Особый статус. Его так и называют: “переходный”. А что такое переходный период? Это всегда кризис. По-старому жить невозможно, а как жить по-новому неизвестно. Это личностный кризис.

На первый взгляд, вопросы, которыми задаются подростки, кажутся простыми:
Какой Я?
Что мне ценно?
Что хорошо лично для меня?
А важно ли мне то, что мне говорили родители?. У меня есть своё мнение на “этот” счёт?
Что будет дальше?

И другие подобные размышления в романтическом ключе.
Зачем подростку всё это?
Пересмотр ценностей семьи, примерка ценностей из окружения. Формирование себя как личности.

Что точно не стоит делать с подростком?

1. Бороться. Это не то чтобы бесполезно, это бессмысленно, от слова совсем. Борьба будет восприниматься как подавление развития, как запрет на свою индивидуальность. Если подросток выражает недовольство, узнавайте чем он не доволен, что ему не нравится и почему. Подросток должен САМ прийти к выводу, но при помощи взрослых.

2. Нравоучение и воспитание. Для этого уже поздно. Воспитать и перевоспитать подростка (как и взрослого) невозможно. Момент воспитания это момент отсутствия системы ценностей и культурных норм поведения.
У подростка они уже есть, и попытки изменения извне будут только увеличивать внутреннее противоречие.

3. Игнорировать. Бытует такое отношение, что подростковый возраст это тяжёлый возраст, и во время него лучше оставить в покое. Ошибка в том, что подросток не взрослый, он не может ещё со всем справляться сам, а просить помощи, поддержки, бывает неудобно или даже стыдно.

4. Требовать больше, чем может подросток. Требовать и контролировать исполнение – задача каждого родителя, но не стоит забывать, что кроме основных обязанностей, у подростка появляются личные требования к себе. Что я должен делать для себя? Что я должен делать для того, что я хочу? Родителю необходимо постараться адекватно оценить психологическую нагрузку и количество сил у подростка, так как он самостоятельно этого делать ещё не может.

5. Не требовать ничего. Снять контроль. Тут вроде все как бы ясно, ещё не взрослый человек может создать себе проблем.

6. Тотальный запрет. Такая стратегия почти со 100% вероятностью приведёт к бунту, вопрос лишь время, как и когда.

На мой взгляд, единственная конструктивная позиция для взрослого может звучать так: “Да, ты уже не ребёнок и хочешь больше самостоятельности, но ты пока ещё не взрослый и поэтому тебе требуется помощь. Я здесь для того, чтобы помочь тебе. Я могу тебе сказать как взрослый, что я думаю на этот счёт, и как можно решить эту проблему, но принять решение нужно тебе.”

В общем, занять консультативную позицию в рамках проблем, стоящих перед подростком.

Комментарии запрещены.